ЯКУШЕВО

история

История нашего края

Якушево и окрестные села возникли на древнем торговом тракте, который соединял Суздаль (столицу Восточных Русских Земель) со Смоленском (столицей Западных Русских Земель). Позднее, в XVII–XIX веках, эта дорога стала называться Большой Стромынской дорогой (или «Стромынкой»).

1339

исторические факты

Первое письменное упоминание

Первым письменным упоминанием наших окрестностей является духовная грамота Ивана Калиты, датируемая 1339 годом. В 10 – 12 веках проходила колонизация нашего края славянским племенем вятичей. Их многочисленные селища обнаружены на территории в северо-восточной части, вблизи с. Макарово. Здесь был найден песчаный курган, служивший пристанищем для первых русичей.

Проведенные раскопки подтверждают это: при вскрытии одного из могильников были обнаружены медные браслеты и кольца, железные подвески, черепки из серой необожженной глины. Лесной курган На высоком лесном кургане, среди вековых сосен и елей, приютилось несколько крестьянских дворов…

Так начиналось в домонгольское время село Микульское — предтеча села Макарово. Расположилось оно между двух лесных дорог. Одну дорогу назовут Хомутовской, другую – Стромынской. С северо-западной стороны курган обегает река Пруженка, текущая в южную сторону.

первые записи

Село Микульское

Впервые село Микульское упоминается в 1339 году, в духовной грамоте Ивана Калиты, завещавшего его своему сыну Семену среди прочих селений и волостей.

Речка Пруженка В 1520 году в полверсты от пустоши Макарово, на высоком холме, у подножия которого бьют многочисленные ключи, по указу Великого князя Московского Василия III был основан погост, Пружки, срублена церковь во имя Николая Чудотворца, да поставлены две избы для церковнослужителей.

Sub Heading

Заселение пустоши

Свое название погост получил от протекающей поблизости речки Пруженки. Постройка церкви способствовала заселению всей округи. Дома макаровских крестьян подошли вплотную к церковной земле. Образовалось единое селение, поэтому в литературных и архивных источниках селение носит разные названия: деревня Макарово, село Пружанское, погост Пружки село Макарово. По писцовым книгам за 1685 год «село Пружанское» значиться за Демидом Ивановичем Черемисиновым. В селе двор вотчинников, приказчиков, церковного дьячка.

1520

Заселение пустоши

Сроительство церкви

Самые ранние сведения о селении Макарово удалось обнаружить в писцовых книгах Московского государства 16 столетия, но к сожалению, как о брошенном жителями, т. е. в виде пустоши. В документах за 1520 г. в селе Микульском упоминается церковь (деревянная, срубленная в клеть, то есть в четыре угла) во имя св. Николая Чудотворца. Строится по заказу великого князя Василии Ивановича. В 1628 году при Михаиле Федоровиче, дяде Петра I, на этом месте была возведена новая церковь. В 1781 году, во времена правления Екатерины II, была построена другая церковь, простоявшая около ста лет. Четвертая, которая существует и сегодня, построена в 1881 году при императоре Александре II. Работы по ее сооружению были закончены в 1907 году.

В первое десятилетие ХХ столетия, Никольская церковь в погосте Пружки находилась в полном великолепии своего убранства и богатства, которое приумножалось благодаря щедрости прихожан. 881 году в Макарове было 55 крестьянских дворов с населением 331 человек, которые в основном занимались ткачеством. В селе было 8 светелок – «фабрик», имевших до 10 станов. В каждом доме стоял либо стан, либо сновальня, либо машинка для перемотки пряжи. В год вырабатывали 35 тыс. аршин полушерстяного кашемира.

Имеющие лошадей занимались извозом: в Москву поставляли куски готовой ткани, обратно — пряжу, уток. На Четвериковскую фабрику возили древесный уголь, торф, пни. Были и дальние маршруты в Астрахань за рыбой, в Среднюю Азию за войлоком и шерстью, туда везли медные чайники, подносы, кувшины. Некоторые крестьяне работали в Глухове у Морозова, другие – на лесопильном заводе фабриканта Соловьева, который был расположен, в двух километрах от села Макарова, или на ближайших торфяных разработках около д. Якушево.

Заселение пустоши

Жизнь в селе во все времена тяжела и требует постоянного труда. Летом работали в поле, в огороде. Зимой – дома, за ткацким станком. В некоторых домах эти станки можно было встретить до 1948 года.

В 1977 году во время обследования, проводившегося Загорским археологическим отрядом кафедры археологии Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством С.З. Чернова, было выявлено древнее поселение. Археологическая датировка свидетельствует о том, что поселение возникло задолго до княжения Ивана Калиты, возможно, еще в домонгольское время и существовало в период, когда территория будущего Московского княжества (образовано в 1270-е годы) входила во Владимирское княжество

История

Храм святого Иоанна Предтечи

Храм святого Иоанна Предтечи был возведен в 1902 г. на средства прихожан. А началось все с того, что в 1897 году на имя митрополита Московского и Коломенского Сергия поступило прошение-причта церковного старосты и прихожан Иоанно-Предтеченской церкви села Ивановское Богородского уезда, где говорилось: «Вследствие маловместительности нашего приходского храма и ветхости его, так как построен деревянным строением в 1798 году, настала нужда в построении нового храма…»

В январе 1899 г. разрешение на постройку нового храма было получено.

Богослужение в церкви началось в 1902 году, а в 1905 г. в ней состоялось первое венчание. В 1905 г. в церкви была совершена кража, исчезла крупная сумма денег, предназначенная для постройки колокольни. Позже найти столько денег не смогли, и церковь стояла без колокольни вплоть до недавнего времени.
До 30-х годов богослужение в церкви проходило регулярно. После ее закрытия там стали хранить колхозное зерно. Затем долгое время она стояла бесхозной, без стекол, с распахнутыми настежь дверями, с протекающей крышей.

В 1990 году разрушенный храм был возвращен общине верующих и началась его вторая жизнь. Около года жители села самостоятельно пытались восстановить церковь. Особенно следует выделить Королеву Тамару Васильевну и ныне покойнуюАстапову Прасковью Пантелеевну. Эти две  женщины обошли и объехали окрестные села и поселки, собирая пожертвования. Им удалось собрать достаточно средств, чтобы начать реставрацию, а в 1991 году сюда был назначен настоятель. 

Часовня святителя Николая Чудотворца